[personal profile] bowhill
Кажется, в двенадцатом году поехали мы, трое друзей, в Непал, на пеший маршрут вокруг Манаслу – по одной долине вверх, по другой – вниз. Тот год был первым, когда весь маршрут замкнулся с приютами на месте и можно было идти без палаток. И, по сравнению с соседним аннапурновским маршрутом, было гораздо меньше людей и больше естественности.

Путешествие было, конечно, интересным и только про него можно было написать не один рассказ, а сейчас – немного о жизни людей.

Внизу, в Аругхате условные дороги заканчиваются и по долине на сотню километров идёт обихоженная тропа, вдоль которой все и селятся. В день мы проходили километров пятнадцать-двадцать, это не так мало, как кажется, а ограничивающим фактором было то, что у шерпа норма – пятьсот метров подъема в день. Это разница по высоте, а поскольку тропа постоянно идёт вверх-вниз, то общий набор высоты мог быть и километра полтора-два.


И все грузы в долину переносятся либо людьми, либо осликами – идёт такой караван осликов, связанных верёвочкой, с дюжину или чуть больше, мы называли их фурой: «Вставай в сторону, фура идёт!». Для тех, кто интересуется, почему носят люди – в этом деле человек стоит дешевле ослика. Это для лучшего осознания самооценки.

Жили мы, конечно, как буржуи – наш гид раньше был поваром в Катманду, а родился и вырос он в этой долине, так что всех знал и у нас каждый день был карри с курицей. А обычная местная еда – это далбат – немного чечевицы или бобов с овощами как приправа к миске риса. И выходило у нас на круг буржуйской жизни рублей двести в день на человека. Это когда доллар был где-то по тридцать два. И это всё вместе – и ночлег, и еда, и даже стаканчик местного виски, пока невысоко.

Внизу-то тепло, бананы растут, комнаты уютные – штукатурка под краску, кровати. А наверху уже неолитические стоянки, то есть сарайчик, сложенный из камней без раствора. Ведь и мешок цемента наверх надо поднимать, осликами везти, «фурой». От ветра и дождя приют защищает, а температура внутри наружная и когда повыше в долине, то чай в кружке ночью замерзает. У местных жителей дома, конечно, теплее, но всё равно не Ривьера.

Последняя деревня вверху, Самдо, под четыре тысячи метров, вполне большое поселение, небольшое футбольное поле, детишки мяч гоняют – да, по высоте это почти как Рейнир. Так вот, деревня эта уже практически рядом с Китаем, рукой подать, радиалка километров пять. Но маршрут уходит мимо, на перевал между непальскими долинами, дальше особой тропы там нет, кому интересно – сам перевал где-то пять сто, камни и лёд (курумник и ледник), но достаточно простые, можно идти почти в обычном темпе.

***
Так при чём же здесь Китай? Как вы, наверное, уже поняли из преамбулы, люди в долине живут не слишком зажиточно, скорее, совсем бедно. Но и к ним в долину из Китая, из Тибета, ходят гастарбайтеры – то есть на заработки.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

Max Mikheenkov

February 2026

S M T W T F S
123 4567
8 910 11121314
15161718 192021
22232425262728

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 20th, 2026 09:19 am
Powered by Dreamwidth Studios