[personal profile] bowhill
Не все люди любят Agile. Хотя у него есть своя ниша, в которой он может быть вполне уместен, вопрос в том — где именно. Сразу можно предложить типичный пример: условный негоциант заказывает условному студенту сайт. И здесь как раз представлены характерные условия применимости Agile — заказчик не знает, что он хочет, исполнитель не знает, как что-либо делать.

И дальше процесс растёт как трава у дороги: упало дерево — выросла трава, выросло дерево — пропала трава. Или по принципам микро- флоры и фауны. Поскольку Agile — это всё же парадигма управления, то о ней можно сказать, что она определяется не селекционным (разумным), а эволюционным принципом. Что означает, что состояние всё же как-то и куда-то движется, хотя и медленно. Что, правда, не защищает от тупиков эволюции, да и редко что успевает дорасти до чего-либо развитого, сколь-либо совершенного по своей природе — сроки всё же не те.

Но эта форма жизни мыслящего тростника обладает ещё одной, следующей из сказанного особенностью — Agile не подразумевает обязательств. По крайней мере, достаточно длительных и общих. В основном, участники должны только участвовать в процессе, в меру способностей и прилежания заниматься этой игрой. И это, конечно, уже очень позитивно воспринимается участниками, как говорил Швейк: там такая свобода, которая и социалистам не снилась. И люди идут на работу как на праздник.

В результате организация процесса напоминает советский НИИ — собираются умные и образованные люди, постоянно делают что-то интересное, часто обсуждают и спорят, регулярно пьют чай. И даже создают свои работы, не к майским, так к ноябрьским. И на каждом этапе, в каждый квартал, происходит что-то хорошее. Хотя с общим уровнем и результатом бывают и сложности. Но как говорил другой классик: «К пуговицам претензии есть?» — «Нет, пришиты насмерть — не оторвёшь».

Характерная особенность и область Agile, когда и у заказчика, и у исполнителя нет своих процессов проектирования и планирования. Если у кого-то он есть, то часто этот процесс подтягивает разработку под себя или согласуется, если есть у обоих. Но действительно, что же делать, если они сами не знают, что хотят? Что и как здесь можно проектировать и планировать?

Заказчик может и не знать, что именно он хочет — он пришёл в совершенно новую и неизвестную для себя область. И он не должен знать возможности, нормы, решения; у него закономерные сложности с выбором и оценкой последствий своих решений. Что не означает, что он вообще некомпетентен ни в чём. И если мы сами себе заказчик, если мы сами придумываем продукт и ставим задачи, то это так же устроено — мы тоже не знаем.

Но исполнитель, как правило, должен быть компетентен в своей области: должен знать, как делать и как не делать, как проектировать и планировать работу в своей области, как заниматься постановкой задач; и не менее важное — как обращаться с неизвестным и непонятным, как обращаться с изменениями, с динамикой. Как оценивать объекты и действия. И всё это не на уровне краткосрочной памяти дрозофилы. Но всё это уже другая история.

* * *
В своё время, как одно из решений проблемы резкого, взрывного роста потребности в объёмах программ, буквально в строчках кода — были предложены идеи и принципы ООП. Они должны были обеспечить работу массового и технологически неквалифицированного персонала. Для похожей, смежной задачи используется и Agile — организация планирования и проектирования для тех, кто не умеет этого делать.

Так что краткие черты и маркеры для Agile — недостатки в постановках задачи, квалификации, организации работы; практика отсутствия обязательств и взаимосвязанная неразвитость проектирования и планирования.

Profile

Max Mikheenkov

December 2025

S M T W T F S
 1234 56
78910 1112 13
14151617181920
21 22 2324252627
28293031   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 10th, 2026 12:00 am
Powered by Dreamwidth Studios