Пастернака не читал, но осуждаю.
Когда я писал предыдущую запись, о нобелевской премии Алексиевич ещё не объявляли – просто удачное совпадение. А когда объявили – вот тут у советских и началось, даже узурпатор зашевелился.
Но вернёмся к началу темы. Сначала выскажу своё и не только своё понимание. Наименее важно, совпадает ли истина с мнением врага. Трудно достичь такого уровня антагонизма, чтобы вся вселенная была другой. И не враг определяет жизнь.
Дружба и истина… На пренебрежении истиной ничто долго не проживёт. Так что и форма разногласия дружественная, и все мы ошибаемся, и случаи разные, и степень существенности для нас может быть очень разной, и сами мы разные – надо идти навстречу. Только итоговая, общая ценность истины определяет нас и отношения с миром.
А в нашем советском обществе всё иначе. Самое страшное – согласиться с врагом. Это риск не только потерять многих друзей, если не всех. В советском обществе мало ценностей, но это угроза им всем. А нобелевская премия – просто один традиционно яркий пример. Слова могут быть разные – враг народа или национал-предатель, шпион трёх разведок или агент Госдепа. Социальный смысл один.
Истина или дружба. Обычно вопрос выглядит немного иначе, ложь или дружба. И кто же не поднимет руку на собрании? Немногие. Ну, ты же понимаешь, чувачок… Тоталитаризм и условная порядочность.
И вот до чего совсем не было дела, так это до истины.
Друг
Date: 2015-10-09 09:06 am (UTC)no subject
Date: 2015-10-09 04:37 pm (UTC)